КОМПАНИЯ «BLUE DROP GROUP» - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ
НЕМЕЦКОГО КОНЦЕРНА «OTTO CHRIST AG» В РОССИИ

Бизнес-план автомойки

Первая волна массового строительства коммерческих автомоек пришлась на вторую половину 1990-х годов. После дефолта интерес к этому бизнесу заметно упал. Но в последнее время в его развитии начался новый виток. Корреспондент «СБ» изучил ситуацию на примере Москвы.


Где можно строиться? 

В столице России свыше 2,7 млн. легковых автомобилей. И с каждым днем у моечного бизнеса становится все больше и больше клиентов.


– Всего в городе около 1200 автомоечных объектов, – рассказывает президент ассоциации «Чистый транспорт», объединяющей автомоечные предприятия, Борис Голов. – Сюда входят как отдельно стоящие мойки, так и объекты в составе АЗС, при станциях автосервиса, гаражно-строительных кооперативах, а также мойки на грузовых автопредприятиях. В целом столица уже насыщена пунктами автомоечного сервиса. В среднем на одну мойку приходится свыше 2000 легковых автомашин. Но распределены эти сервисные объекты по городу неравномерно. В спальных районах их не хватает, и это сейчас главный резерв для развития рынка.

 

Однако найти подходящий земельный участок в столичных «спальнях» проблематично. Такие объекты, как автомойки, не были предусмотрены при их проектировании. Чтобы их построить, приходится «залезать» на газоны, специально подводить дорогие коммуникации. Нет уверенности и в том, что «автобани» в таких местах будут работать рентабельно.

 

Другой вариант для развития этого бизнеса – строительство моек возле гипермаркетов, где в выходные дни собирается много автомобилей. Есть потребность в автомойках в районе Третьего транспортного кольца, а также в мойках для грузового транспорта в промзонах и за пределами МКАД.

 

С целью активизации строительства автомоек для грузового транспорта с 2001 года в столице действует программа московского правительства «Чистая Москва». Подобраны участки земли для строительства большегрузных моек на въездных магистралях вокруг Москвы. Но они распределяются только по конкурсу. 

 

Мирное сосуществование 

 

Около 70% всего московского моечного сервиса – это ручные автомойки на 2-3 поста, где машины освобождаются от грязи струей воды, подаваемой через шланг под давлением. Остальные 30% – тоннельные или портальные автомойки, где мойщика заменяют автоматика и вращающееся щеточное оборудование.

 

Есть важный положительный момент при совмещении автомойки с АЗС, – говорит заместитель генерального директора компании «Дилан-Люкс» Станислав Панов. – Такая мойка быстрее набирает клиентуру и начинает стабильно работать. Заезжая заправиться, водитель часто ради интереса заглядывает и на мойку и оценивает, удобно ли здесь будет мыться. Отдельно же стоящие мойки порой раскручиваются по полгода.

 

Все владельцы моек стремятся всячески расширять спектр услуг.

 

– Помимо помывки машины, автолюбителям обычно предлагается химчистка салонов, полировка кабины, шиномонтаж, балансировка колес, – говорит Борис Голов. – На многих мойках работают автосервисы, магазины запчастей или сопутствующих автоаксессуаров, кафе. Это привлекает больше клиентов и приносит дополнительный доход.

 

Пока сети и «одиночки» мирно соседствуют на рынке. Поглощения сетями индивидуалов, как это имеет место в торговле, не наблюдается.

 

 

 

 

 

Сколько стоит старт? 

 

Главное при открытии «автобани» – найти подходящий участок земли. Если в середине 1990-х годов землю под автомойки московские власти активно раздавали в аренду, то сейчас процедура усложнилась и стала стоить больших денег. Префектуры организуют специальные аукционы, выигрывают на которых те, кто предлагает лучшую цену и самый оптимальный проект.

 

Вся московская земля разделена на оценочные зоны. В зависимости от местоположения участка, базовая стартовая цена за аренду земли в столице может колебаться в от $1,7 тыс. до $30 тыс. за одну сотку. Под мойку обычно требуется 2-5 соток. С учетом применения специальных расчетных коэффициентов стартовая ставка за право аренды участка для двухпостовой мойки может начинаться от $25 тыс.

 

В Москве оформление земельного участка в аренду и строительство на нем двухпостовой ручной мойки обходится примерно в $180-200 тыс. До 30% строительного бюджета уходит на подведение коммуникаций: водоснабжения и канализации. Такая автомойка окупается за 4-5 лет, точный срок возврата вложенных инвестиций зависит от того, насколько удачно расположен объект.

 

Строительство быстровозводимых модульных зданий для автомойки обходится в среднем в $400-450 за квадратный метр. Более солидные моечные объекты обойдутся в $350-400 тыс. Возведение же мойки в комплексе с АЗС стоит еще дороже – $700 тыс. – $1,2 млн.

 

Организация моечного бизнеса от момента получения в аренду земли и до сдачи объекта госкомиссии может занять 1,5-2 года. Большая часть времени включает в себя не столько строительство, сколько подготовку исходной разрешительной документации и проектирование. Процессы оформления земли, а также разрешительной документации, могут длиться целый год и сопровождаться всяческими бюрократическими проволочками. Ускорить дело можно, только если хорошенько «отблагодарить» чиновников.

 

Стоимость подготовки проекта будущей автомойки составляет обычно 5-10% от стоимости ее строительства. Однако существуют специализированные фирмы, которые берутся освободить заказчика от хождения по инстанциям и построить автомойку «под ключ» за 8 месяцев.

 

Чистая экономика 

 

Мытье автомобиля – это сезонная услуга. От времени года и погоды на дворе зависит скорость наполнения кассы.

 

– Пик моечной активности водителей приходится на период межсезонья, – говорит генеральный директор компании «Форпост Сервис» Андрей Киселев. – Наиболее продуктивные периоды – весна и осень. В это время зачастую даже выстраиваются очереди. А спадает интенсивность посещения моек в праздничные дни и период летних отпусков.

 

Правда, сейчас в сознании частных автовладельцев все больше утверждается понимание того, что по городу всегда нужно ездить в чистой машине. Сказывается и рост благосостояния людей: если еще полтора-два года назад среднестатистический автовладелец мыл свою машину один-два раза в месяц, то сейчас он может себе позволить мойку по мере надобности, один-два раза в неделю.

 

В среднем двухпостовая ручная мойка может давать в месяц $4000-5000 выручки, а рентабельность такого бизнеса, в зависимости от сезона и месторасположения, может колебаться в пределах 20-50%.

 

А чем можно споткнуться? 



Основная ошибка при открытии автомойки – неправильный выбор места для строительства. Даже если рядом расположена оживленная магистраль, неудобный въезд или выезд из «автобани» оттолкнут немало клиентов.

 

Приобретая оборудование, необходимо предусмотреть, чтобы у него имелся 30%-ный запас мощности. Ситуация в бизнесе может измениться, поток клиентов увеличится.

 

Неприятный момент для любого владельца мойки, когда по соседству появляется конкурент. Он может переманить часть постоянной клиентуры демпинговыми ценами или лучшим качеством услуг. Но если конкурентов рядом как не было, так и нет, а поток желающих помыть «железного коня» неуклонно падает, значит, что-то не в порядке с самой организацией обслуживания. Возможно, мойка выглядит неопрятно или обслуживающий персонал работает спустя рукава. Клиенты чутко реагируют на все нюансы обслуживания.

 

Ряд дополнительных проблем приносит владельцам моек и суровый российский климат. 

 

Для мойки машин требуется много воды. Подавляющее большинство моек используют оборотную систему водоснабжения замкнутого цикла. Для грязной воды строят подземный резервуар, где она отстаивается, потом фильтруется на специальном очистном оборудовании, разбавляется на треть чистой водой и возвращается в работу. В резервуаре постепенно скапливается ил, который специализированные фирмы по договору с автомойкой вывозят на утилизацию. Все это тоже стоит денег и увеличивает расходы на содержание «автобани». Но без очистных сооружений госкомиссия не примет ни один новый объект.